Роль готовых наборов и комплектов Matoset

Божена Крымска

специалист-медсестра в сфере эпидемиологии и кардиологии, медсестра в сфере эпидемиологии, Силезский центр заболеваний сердца г. Забже Польша

Качество медицинских услуг – это удовлетворение или превышение ожиданий пациента, соответствие стандартам и степень реализации поставленных целей. По мнению Х. Ленартович, медицинское обслуживание высокого качества – это обслуживание, отвечающее определенным критериям, демонстрирующее соответствие современным профессиональным знаниям, и которое в данных условиях обеспечивает получение желаемых результатов, связанных со  здоровьем пациента. Качество оказываемых медицинских услуг очень существенно, поскольку касается абсолютной ценности жизни и здоровья лиц, которые ими пользуются.1

Хоть качество в конечном итоге является удовлетворенностью от хорошо оказанной медицинской услуги, однако для каждой из сторон – исполнителя и получателя услуги – оно является чем-то разным.

  1. Для пациента качество медицинской услуги зависит от выздоровления или  улучшения состояния здоровья после выхода из больницы.
  2. Для работника медицинского учреждения качество связано с соответствием этой услуги современному уровню профессиональных знаний и с достижением улучшения здоровья без побочных эффектов.

      3. Для руководства медицинского учреждения качество – это услуга, предоставленная на высоком уровне при соответственно низких затратах на ее предоставление.

Каждая медицинская процедура состоит из нескольких этапов:

  • подготовка комплекта принадлежностей;
  • осуществление медицинских вмешательств;
  • утилизация медицинских отходов;
  • документация процедуры;
  • подготовка оборудования, инструментов многоразового использования для последующего применения.

Каждый из этих этапов требует усилий, средств и времени. Выполнение процедуры в разных условиях, особенно в экстренных случаях и на интенсивных дежурствах, несет в себе большой риск совершения ошибки, что, несомненно, влияет на качество процедуры, и тем самым на итоговое качество всей медицинской услуги.

Все вышеперечисленные этапы помогут упростить и ускорить специальные наборы готовых копмлектов Matoset, приспособленные к разным медицинским процедурам и вмешательствам. Подготовка «традиционного» набора включает в себя комплектацию соответствующего количества медицинских приборов и предметов, лекарств и перевязочных материалов для выполнения данной процедуры. А готовый комплект помогает сэкономить время подготовки, особенно если данная процедура выполняется в срочном порядке. Медсестре не нужно задумываться, сколько и чего приготовить и что именно потребуется. Продукт в виде комплекта принадлежностей дает гарантию комплектности материалов, необходимых для выполнения данной процедуры, с точки зрения их качества и количества.

Содержание готового комплекта принуждает к исполнению надлежащих действий, не позволяет пропустить какое-либо из них. Примером может служить оптимальное количество шести тупферов в комплекте для катетеризации мочевого пузыря, которое до конца использовано, заставляет обеспечить достаточное количество времени для этого этапа процедуры.

Наружная упаковка в виде твердого блистера, который часто бывает многокамерным, может послужить в качестве емкости для жидкостей или отходов, избавляя от необходимости использовать дополнительные предметы.

Готовые наборы Matoset позволяют выполнять процедуры, открывая лишь одну стерильную упаковку, что значительно снижает количество отходов, например, наружной упаковки от стерильной марли, перчаток, шприцов и т. п. Комплекты подобраны оптимальным составом для конкретной процедуры, а это приводит к тому, что вмешательство любого типа осуществляется с использованием одного и того же количества инструментов и перевязочных материалов. На практике, когда мы самостоятельно комплектуем набор, мы склонны открывать большее количество, например, перевязочных материалов (марли, ваты) про запас, на всякий случай, чтобы не оказалось мало.

Процедура, выполненная с помощью готового набора Matoset, легко стандартизируется, можно просто осуществлять мониторинг использования материалов и тем самым подсчитывать затраты.

Очень легко наводить порядок после выполненной процедуры. Все, что было использовано, представляет собой единый медицинский отход. В связи с тем, что все, что находится в комплекте, предназначено для одноразового использования, весь материал отправляется в отходы, без необходимости сортировки.

Благодаря прилагаемым к каждому набору самоклеющимся этикеткам крайне просто документировать выполненную процедуру.

Использование в комплекте одноразовых инструментов приводит к экономии, следующей из отсутствия необходимости их стерилизации. Процесс стерилизации требует дополнительных затрат: вода, электроэнергия, дезинфекционные препараты, стерилизационные упаковки, тесты процесса стерилизации, а также человеческие ресурсы.

Одним из самых больших достоинств готовых наборов Matoset является предотвращение нежелательных последствий, например, инфицирования. Возвращаясь к качеству медицинских услуг, системная работа в вопросе предотвращения ошибок в медицинских процедурах является очень важным аспектом обеспечения высокого качества медицинских услуг. Снижение количества инфекций – это объективный показатель качества медицинских услуг, а каждое инфицирование, которое произошло и которого можно было избежать, является поражением медицинского подразделения, предоставляющего медицинские услуги. Готовые наборы Matoset, рассчитанные на конкретную процедуру или вмешательство, являются гарантией стерильности всех элементов (инструментов и перевязочного материала), использованных для выполнения процедуры. Тем самым перекладывают ответственность за стерильность, и тем самым за качество медицинского изделия, на его производителя.

Несомненно, использование в медицинской практике готовых комплектов и процедурных пакетов  улучшает работу, приносит удовлетворение медицинским работникам, снижает затраты, а также ведет к удовлетворению пациентов. А лучшее качество медицинского обслуживания приводит к увеличению конкурентоспособности медицинского учреждения на рынке.

Источники

  1. Ciuruś M., Procedury higieny w placówkach ochrony zdrowia, Instytut Problemów Ochrony Zdrowia, Warszawa 2009.
  2. Dykowska G., Opolski J., Jakość świadczeń zdrowotnych, pakiet samokształceniowy, Warszawa 2001.
  3. Heczko P.B, Wójkowska-Mach J. (red.), Zakażenia szpitalne. Podręcznik dla zespołów kontroli zakażeń, PZWL, Warszawa 2009.
  4. Hołub J., Strategia konkurencji jakości na rynku usług medycznych [W:] Nogalski B., Rybicki J. (red.), Nowoczesne zarządzanie zakładem opieki zdrowotnej, Dom Organizatora, Toruń 2002.
  5. Lenartowicz H., Zarządzanie jakością w pielęgniarstwie, CEM, Warszawa 1998.
  6. Maciąg A., Kruszewski K., Topczewska-Tylińska K., Michalak J., Rola procesów, standardów i procedur w kształtowaniu jakości świadczeń zdrowotnych, Alfa-medica Pres, Bielsko-Biała 2007.
  7. Piątek A., Doskonalenie jakości opieki pielęgniarskiej [W:] Ksykiewicz-Dorota A. (red.), Podstawy organizacji opieki pielęgniarskiej, Wydawnictwo Czelej, Lublin 2004.